Личная медкнижка - это документ, необходимый работникам определённых профессий согласно перечню, содержащегося в письме Министерства здравоохранения, в котором перечислены профессии, связанные с работой в торговле, общественном питании, пищевой промышленности, транспорте, медицинских и детских учреждениях, коммунальном обслуживании населения.
Порядок оформления медицинской книжки следующий:
• пройти медицинское обследование с последующим оформлением книжки можно в поликлинике по месту жительства или в частном медучреждении;
• сначала необходимо приобрести чистый бланк медкнижки в канцелярских магазинах, киосках или в самой мед. Организации;
• сделать две фотографии 3х4;
• далее нужно записаться на приём к терапевту, имея при себе паспорт, полис, СНИЛС, медкнижку и заявление на оформление книжки;
• оплатить, пройти обследование и в заключение опять обратиться к терапевту для занесения данных в книжку;
• занятие некоторыми профессиями требует ещё и прослушивания лекций, чтобы сдать гигиеническую аттестацию.
Стоимость прохождения обследования отличается в разных лечебных учреждениях. В поликлиниках пройти комиссию дешевле, но в частных медицинских учреждениях гораздо быстрее и проще.
По закону все расходы, связанные с оформлением мед. книжки должен оплачивать работодатель. Конечно, в жизни далеко не все соблюдают данную статью трудового кодекса. В различных спорных ситуациях работник может обращаться в трудовую инспекцию для защиты своих интересов.
При отсутствии медицинской книжки для работников, по которым это предусмотрено законодательством, возможно применение штрафов:
• юридическим лицам – 9000–25000 рублей,
• предпринимателям – 500–1500 рублей,
• должностным лицам – 300–1500 рублей,
• обычным гражданам РФ – 100–700 рублей.
В некоторых случаях по данному нарушению применяется дисциплинарная и уголовная ответственность.
Медицинские справки
Как показывает практика, на сегодняшний день каждый, кто желает получить медзаключение, должен обратиться в медицинское учреждение лично. Однако это утверждение не касается медицинской книжки. Заметим, что на сегодняшний день существует определенная категория работников, которые не могут занимать определенные должности, не имея выданной в специальном центре медкнижки.
Стоит заметить, что при приеме на работу по действующему законодательству работодатель обязан запросить подобного рода документ, который сохраняется на руках у сотрудника и в дальнейшем, либо же переходит на хранение к работодателю.
Мало кто знает, что услуги клиники, медкнижки, которая выдает, оплачивает работодатель (по закону), однако нередко покупать книжку приходится за свой счет. В некоторых организациях ее стоимость вычитывается из зарплаты и, кстати, периодически медкнижку необходимо «обновлять» - проходить исследования заново, чтобы информация в документе была актуальной.
Чтобы продлить действие документа, потребуется обратиться к врачу, медкнижки который оформляет для сдачи анализов и прохождения дополнительных обследований. Периодичность прохождения обследований может быть очень различной – люди, которые работают с детьми, проходят каждый квартал специальные медицинские обследования. Если же сотрудник занимается реализацией промтоваров, достаточно проходить обследования раз в год.
Категорически не рекомендуется пытаться обойти закон и покупать книжки у людей, которые не имеют права их продавать – чаще всего речь идет о заказе документа в интернете. За подобные действия законодательство страны предусматривает уголовную ответственность, посему не стоит лишний раз рисковать зря.