Педиатрия представляет собой отдельный раздел медицины, который включает в себя знание о детских заболеваниях и уход за больным и здоровым ребенком, начиная от пренатального периода и заканчивая его совершеннолетием. Название «педиатрия» берет своё начало еще со времен Древней Греции, откуда и название – paidós (ребенок) и iatréia (лечение).
Исторический аспект
Как уже говорилось выше, описание детских заболеваний возникали еще во времена античности. В процессе развития медицины до начала Нового времени было написано огромное количество книг, ярко описывающих те или иные детские патологии. Однако первые центры педиатрии возникают в Европе и Америке в начале XIX века. Первым основателем Института детских болезней в Вене стал Макс Кассовитц. В это время Н. Ф. Филатов становится основателем русской педиатрической школы, а в 1860 году Э. Джакоби создает первую в США детскую клинику, тем самым положив начало педиатрии как отдельной медицинской отрасли.
Лечение детских болезней
Ребенок – не взрослый в миниатюре, а, наоборот, совершенно своеобразное существо с рядом особенностей в развитии и отправлении его органов, как в период здоровья, так и во время болезненного состояния. В процессе развития детский организм претерпевает ряд изменений. Поэтому ребенка нельзя рассматривать как взрослого и необходимо лечить соответственно.
Перед врачом педиатром лежит важная задача – найти подход и решение к лечению больного ребенка и вести надлежащий уход, когда он здоров. Ребенок отличается от взрослого не просто анатомически, он также имеет собственные иммунологические и физиологические особенности организма. Детский организм очень часто подвергается опасности со стороны внешних факторов, таких как вирусы, бактерии и паразиты.
С этим связанна определенная клиника педиатрии, поскольку организм ребенка меняется с возрастом. Также постоянно возникают обстоятельства, стимулирующие изменения в секреции эндокринных желез и усвоении тех или иных веществ еще нестабильным организмом, что влияет возникновение и развитие некоторых болезней, которые не встречаются у взрослых, например, рахит.
Организмы грудного ребенка и, скажем, подростка также имеют ряд отличий и особенностей. С возрастом ребенок терпит многие изменения в эмоциональном плане, меняются потребности в пище, а также способность противостоять инфекциям и болезням. Знания и оценка этого помогают врачу педиатру устанавливать дозировки препаратов, вводимых в детский организм, необходимых при этих особенностях и переносимости детским организмом.
Также стоит учитывать стойкость организма ребенка к определенным природным и антропогенным факторам, имеющим место в современном мире в том или ином регионе. Очень часто дети подвергаются влиянию инсектицидами, пестицидами, фенолом, свинцом, проникающей радиации и т.д. Но стоить отметить, что в раннем возрасте дети, встретившись с подобными условиями, в будущем способны легче переносить схожее влияние из-за наличия выработавших антител, что во взрослом организме не наблюдается.
Помимо этого, развитие фармакологии также позволило создать новые антибактериальные лекарственные средства, такие как стрептомицин и сульфаниламиды, что дало возможность лечения многих инфекций у детей и взрослых.
Периоды развития ребенка
Развитие ребенка играет огромную роль в диагностике определенных заболеваний в различном его возрасте до периода половой зрелости. В течении этого времени можно выделить несколько основных периодов. Они характеризуются различными особенностями организма, как в физическом, так и в психологическом и умственном плане.
И тем не менее, следить за состоянием ребенка и его здоровьем следует, в отличии от сложившегося общепринятого мнения, необходимо не с момента его рождения, а с момента зачатия. Здесь имеет место такой период как внутриутробный или пренатальный. В период эмбриогенеза ребенок еще не сформирован, однако быстрая дифференцировка клеток, основные эмбриональные зачатки и их тканевые производные играют важнейшую роль в развитии органов и их систем. В первые два месяца после оплодотворения, эмбрион подвержен действиям различного характера:
• ионизирующем излучениям;
• химическим факторам;
• недостатку кислорода ;
• питательным веществам;
• воздействию микроорганизмов и вирусов на организм матери;
• а также генетическому расстройству и инфекционному заболеванию, передающемся по наследству, что может вызвать определенные пороки развития и аномалии, как, к примеру, расщепление неба или амелия.
С третьего месяца и до рождения ребенка формируются жизненно важные органы и их системы – нервная, кровеносная, эндокринная, дыхательная системы, желудочно-кишечный тракт и др. В этот период матери следует получать достаточное питание, следовать определенной диете – исключить одни продукты и ввести другие, чтобы обеспечить нормальное развитие плода.
21107